Общение с больным человеком

Забулдыгина Анна Сергеевна
Забулдыгина Анна Сергеевна Психолог,

Общение с пожилым больным человеком

общение с пожилым

Тот, кто общается с больными людьми, достигшими "золотого" возраста, должен учитывать значимость психотерапии. Психотерапевтическое воздействие зачастую оказывается одним из эффективных методов лечения такого больного. Сиделка, занятая уходом за пожилым больным человеком, должна освоить принципы общения с такой категорией пациентов.

Три уровня общения:

Специалисты разделяют общение на три основных уровня: внутриличностное, межличностное, массовое (общественное).

  1. Внутриличностное – это внутренняя речь, мысленная "беседа" с самим собой, когда формируются идеи, вырабатываются планы, идет подготовка к диалогу. Например, сиделка сформулировала фразу "Уже девять часов, пора измерить давление" – эти слова не произнесены вслух, они остаются внутри.
  2. Межличностное – наиболее распространенный вид общения (диалог, полилог), когда в беседе участвуют двое или более. Скажем, врач задает сиделке определенные вопросы о самочувствии больного, а та отвечает и рассказывает о том, что с ним происходило вечером, ночью и т.п. Или семья больного приходит, чтобы послушать рассказ сиделки о состоянии пожилого больного, задавая по ходу некоторые вопросы.
  3. Массовое (общественное) – выступление одного человека, обращенного к большой аудитории. Например, сиделка в аудитории рассказывает студентам мед. факультета о том, как вел себя больной.

Правильно организованное общение устанавливает связи между людьми, усиливает их психологическую совместимость.

Технические приемы общения

Давайте проследим, из каких элементов состоит грамотно построенное общение:
1.Отправитель – тот кто формулирует и передает информацию.
2.Сообщение – посылаемая информация.
3.Путь (канал) – внешнее оформление отправляемого сообщения: устная речь, письменная речь, неязыковые методы – мимика, жесты, позы.
4.Адресат – человек, получающий сообщение.
5.Подтверждение – уведомление, что сообщение получено и воспринято.

Устная речь

Путь общения – словесное сообщение. Реципиент (получатель информации) ее воспринимает на слух.

Устный путь общения может оказаться эффективным в разной степени – от полностью воспринимаемого до совершенно непонятного. Способ сделать общение эффективным (и, следовательно, не раздражающим пациента) – умение задавать "правильные" вопросы.

Вопросы могут быть общие (закрытые), дающие возможность ответить на них односложно, и специальные (открытые), на которые можно получить развернутый ответ.

Пример простого общения – вопросы, начинающиеся со слов "Вы хотите…?", "У Вас есть…?", "Вы можете…?", "Вам нужно…?", "Думаете, что…?"

Специальные реплики начинают с побуждения к действию и развернутому ответу: "Покажите мне…", "Скажите мне…", "Вы расстроены, потому что…?", "Почему…?", "Где…?", "Когда…?", "Как…?", "Почему…?" Ответы на эти вопросы могут быть как односложными, так и развернутыми. Например: "Где у вас болит?" – "Вот!" или "Где у вас болит?" – "Всё время боли в животе, вот тут".

Скажем, вопрос "Вы меня поняли?" – сформулирован неверно. Человек может просто не захотеть признаться, что не понял или это для него неважно, и ответит "Да". Лучше формулировать так: "Я хотела бы быть уверенной, что вы меня правильно поняли" – ответ на такую реплику будет развернутым и более искренним, подтвердит понимание полученного сообщения и сделает эффективность общения высокой.