Вербальное и невербальное общение

Забулдыгина Анна Сергеевна
Забулдыгина Анна Сергеевна Психолог,

Сочетание вербального и невербального общения

общение с пожилым человеком

Они, как правило, происходят одновременно. Сообщение информации может сопровождаться улыбкой, движениями рук, мимикой лица. Отметим: восприятие вербального (словесного) сообщения во многом зависит от невербальных факторов. Даже считается, что невербальные сигналы более информативны, хотя обе формы общения дополняют друг друга – может, потому что они менее формальны. Скажем, улыбка, прикосновение к плечу рукой, поглаживание по волосам, сопровождаемые позитивной информацией, позволяют сиделке показать больному, насколько она к нему привязана, как хочет оказать ободрение, нежность, эмоциональную поддержку.

Манера общения должна быть уверенной – так можно гарантировать, что задуманное сиделкой сообщение правильно передано больному. Как можно меньше следует задавать вопросов, начинающихся со слов "Может быть…?" Например, лучше сказать: "А теперь я хочу предложить вам стакан вкусного чая!", чем спросить: "Может быть, вы хотите чайку выпить?" Позитивно и уверенно изложенное сообщение повышает вероятность согласия со стороны адресата.


Но уверенность не должна означать диктата, агрессивности, грубости. Вежливость, настоятельность, уважение к больному помогут сиделке вовремя и эффективно выполнить необходимые процедуры – будь то кормление, прием лекарств, переодевание и пр.


А если агрессию проявляет больной?


Да, больной, в силу своего состояния, испытываемых болей, невозможности контролировать эмоции тоже может быть перевозбужден и даже агрессивен. Как себя должна вести сиделка?

Попробуйте следовать ряду рекомендаций:

  1. Не воспринимайте агрессивное поведение вашего подопечного как личное оскорбление – ведь больные люди выплескивают свое страдание, свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если причина возникновения гнева вовсе не в них.
  2. Постарайтесь тактично показать, что вас обижает такое поведение. И сдерживайте себя, не давайте спровоцировать ответную реакцию (скажем, можно сделать глубокий вдох, сосчитать до десяти, медленно выдохнуть – и повторить такую процедуру несколько раз).
  3. Выпейте стакан воды медленными глотками – это прекрасно успокаивает и переключает внимание больного с высказывания претензий на то, что вы делаете сейчас.
  4. Общение с пациентом в такой момент может оказаться неэффективным: любая ваша попытка его успокоить только "накручивает" его. Если больной находится в безопасности, можно на несколько минут выйти из комнаты, чтобы человек успокоился наедине с самим собой.
  5. Объясните больному, что вы выполняете назначения, сделанные врачом, они обязательно должны быть выполнены, а претензии к врачу вы запишете после окончания процедур и передадите по назначению.

И еще об общении с больным

Очень важно не "закрывать" каналы общения, показывать своему подопечному, что вы готовы выслушать его информацию, даже если она вызывает у вас неловкость, неприятные ощущения.

Как этого добиться?

  1. Сконцентрируйтесь на сообщении собеседника, перестаньте думать о своих чувствах, обидах, неприязни. Внимательно выслушайте его.
  2. Задействуйте невербальные каналы, кивая, выражая заинтересованность, держа пациента за руку. Молчаливое выражение внимания, поддержка сиделки может оказаться не менее эффективной, чем словесная реакция на то, что больной говорит.
  3. Поддержать стремление к коммуникации.

Грамотное общение с больным может способствовать улучшению его состояния, поддержанию в нем жизненных сил. И это во многом зависит от сиделки.