Роль медицинской сестры в реабилитации

Бабель Алексей Игоревич
Бабель Алексей Игоревич Главный врач сети частных пансионов для престарелых, Кандидат медицинских наук,

медсестра с пожилой пациенткойЗачастую медицинская сестра знает о физическом и психологическом состоянии больного, его нуждах больше, чем лечащий врач, т.к. проводит с пациентом много времени. От квалификации, личных качеств медицинской сестры во многом зависит успешность реабилитации больного. Младший медицинский персонал получает указания врача и далее следит за своевременностью, полнотой выполнения рекомендаций, реакцией пациента на процедуры, упражнения, медикаментозное лечение. Благодаря работе медсестер врачи в более полной мере узнают о прогрессе своих пациентов.

Реабилитационные задачи, выполняемые медсестрой

На всех этапах восстановительного лечения младший медперсонал:

  • выявляет все тревожащие пациента проблемы психологического, духовного, бытового, медицинского, социального характера, помогает в их решении самостоятельно или доводит до сведения лечащего врача;
  • определяет, оценивает факторы риска для пациента и его семьи, связанные с различными последствиями основного или сопутствующих заболеваний, предлагает пути решения или предупреждения возможных проблем – например, для больных, перенесших инсульт, фактором риска являются неподходящие условия в доме (высокие пороги, отсутствие яркого освещения, поручней в туалете и ванной, т.д.). Медсестра обращает внимание родных на этот факт и дает рекомендации по созданию безопасной среды;
  • готовит пациента к процедурам, занятиям, помогает врачу при проведении физиотерапии, медицинских манипуляций;
  • самостоятельно проводит физиотерапевтические процедуры (например, массаж), делает необходимые инъекции, выдает пероральные лекарственные средства и следит за их своевременным приемом;
  • осуществляет гигиенические процедуры, помогает пациенту во время посещения туалета, умывания, купания, приема пищи;
  • обучает больных самообслуживанию в изменившихся условиях окружающей среды или при изменении физических возможностей пациентов – при параличах, нарушении координации движений, переломах в реабилитационный период очень важно показывать больным правильную последовательность действий при одевании, умывании, расчесывании и в других бытовых ситуациях. Чем раньше пациент начнет привыкать выполнять простые ежедневные действия сам, тем быстрее он вернется к самообслуживанию и независимости. 

Роль медицинской сестры на ранних реабилитационных этапах

Восстановление начинается еще в палате интенсивной терапии. Главная задача медсестры в этот период – поддержание стабильного состояния больного. Младший медперсонал строго выполняет все рекомендации врача и следит в динамике за жизненными показателями пациента. Также медсестры:

  • проветривают палаты, поддерживают оптимальный температурный режим;
  • для профилактики пролежней каждые 2 часа больного перекладывают, для сохранения нужного положения тела используют валики, специальные матрацы, подставки, подушки;
  • проводят пассивную дыхательную гимнастику, массаж;
  • следят за адекватным потреблением жидкости, приемом пищи больным;
  • проводят санацию ротовой полости, гигиенические процедуры.

Роль медсестры на втором этапе реабилитации

помощь медсестры в реабилитацииЭтот этап проводится в центрах, реабилитационных отделениях, кабинетах. На втором этапе восстановительного лечения медсестра часто сталкивается с такими проблемами, как неспособность больного полностью себя обслуживать, высокий риск получения травмы или повторного инфаркта/инсульта, слабая вера в возможность полного восстановления, депрессия. В этот период роль медсестры наиболее значима для пациента. От квалификации медперсонала, его внимательности, доброжелательности во многом зависит успех реабилитации. 

Основные задачи, выполняемые медсестрой:

  • помощь в бытовых вопросах – одевание, личная гигиена (умывание, купание, бритье, расчесывание), прием пищи (использование столовых приборов, тщательное пережевывание, внимательность при приеме пищи);
  • организация обучения пациента пользованию вспомогательными средствами для передвижения (ортезы, трости и костыли, кресла), специальными столовыми приборами и т.д.;
  • повышение адаптации больного с ограниченными физическими возможностями;
  • создание безопасной среды для отдыха и активной деятельности – при этом нельзя ограничивать пациента, запирать в одной комнате. Наоборот, нужно поддерживать стремление к прогулкам, какой-либо полезной или увлекательной работе (рисованию, уходу за растениями, участию в клубах по интересам). При этом медсестра следит за безопасностью больного, помогает ему, если необходимо, сопровождает на занятия;
  • оказание психологической поддержки, при необходимости информирование психолога или психотерапевта о проблемах пациента.

На третьем этапе, как правило, больные не нуждаются в помощи медсестер, но могут получать консультации, руководства по отдельным вопросам реабилитационных программ.